Национальный режим по закону № 223-ФЗ

Национальный режим по закону № 223-ФЗ

Национальный режим по 223-ФЗНациональный режим по закону №  223-ФЗ установлен Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Национальный режим по закону № 223-ФЗ означает, что заказчики должны поддерживать российских производителей и российских лиц, которые выполняют работы и оказывают услуги.

С 11 августа 2020 года действуют поправки в Закон № 223-ФЗ, которые касаются выполнения минимальной доли закупок отечественных товаров. Подробнее по квотам читайте в следующей статье.

Преимущество в соответствии с ПП  № 925 предоставляется, только когда проводятся конкурентные закупки. Например, приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, которые выполняют, оказывают российские лица, устанавливаются, когда проводится конкурс, аукцион либо закупка другим способом из положения о закупке. Законодатель в постановлении № 925 уточнил, что приоритет предоставляют с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе.

В 2019 году ФАС в письме от 22.11.2019 № ИА/102692/19 дала официальные разъяснения, что приоритет необходимо применять к:

1.Товарам российского происхождения и товарам иностранного происхождения государства, являющегося страной-участником ЕАЭС.

2.Работам, услугам, выполняемым российскими лицами, и работам, услугам, выполняемым иностранными лицами государства, являющегося страной-участником ЕАЭС.

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Приоритет в отношении товаров, работ, услуг иных стран не предоставляется.

Приоритет при проведении аукциона или иной закупки, где участники пошагово снижают цену.

При заключении договора цена победителя, который предложил иностранные товары, работы или услуги, должна быть снижена:

  • на 30 процентов, если закупаются товары из реестра радиоэлектроники;
  • на 15 процентов, если закупаются любые товары, работы или услуги.

Приоритет предоставляется, если в двух и более заявках участников предложена продукция российского производства. Если все участники предложат иностранную или все участники предложат российскую продукцию, то приоритет не предоставляется.

Приоритет при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений

Предоставляется приоритет при проведении конкурса или иной конкурентной закупки, где победитель выбирается по критериям оценки заявок либо им признается лицо, которое предложило наиболее низкую цену договора.

Цена участника с российскими товарами и товарами из ЕАЭС снижается для оценки и сопоставления заявок:

на 30 процентов, если закупаются товары из реестра радиоэлектроники;

на 15 процентов, если закупаются любые товары, работы, услуги.

Договор по результатам таких закупок заключается по цене, которую предложил победитель.

ПРИМЕР

Как предоставить приоритет

На участие в конкурентной закупке  заказчик получил две заявки.

Заявка № 1 – иностранный товар, цена – 100 000 руб.

Заявка № 2 – товар из России, цена – 110 000 руб.

Поскольку участник №2 предлагает российский товар, то ему предоставляется преимущество. При расчете ценового критерия комиссия будет считать, что участник предложил цену на 15% ниже,  то есть 110 000 -15% = 93 500руб.

Если это запрос котировок,  то победил участник с заявкой № 2. Заказчик заключит с ним договор по цене 110 000 руб.

Если это конкурс, то данный участник получит преимущества при расчете критерия цена (получит большее количество баллов) и если участник №2 получит по всем критериям максимальное число баллов, то договор с ним, как с победителем,  будет заключен по цене 110 000 рублей.

Возможности отклонить заявку в связи с тем, что в ней предложена продукция иностранного производства, у заказчиков по Закону № 223-ФЗ нет. Необходимо только устанавливать приоритет российской продукции согласно постановлению № 925, устанавливать запреты неправомерно, это будет считаться ограничением конкуренции.

При закупке радиоэлектроники предоставляется  приоритет участникам с российскими товарами из единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Как установить приоритет, зависит от способа закупки. ПП №925 предусмотрено два варианта закупки радиоэлектронной продукции.

Первый вариант – заказчик проводит конкурс или закупку, где победителя определяют на основе критериев оценки и сопоставления заявок. Ценовой критерий оценивается по принципу: если участник предложил товар из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, то предложенная цена снижается на 30 процентов. Договор заключается по цене, которую предложил победитель (п.2.1 ПП№925).

Второй вариант – заказчик проводит аукцион или закупку, где побеждает участник, который максимально снизит цену. Договор с победителем, который предложил товар, не включенный в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, заключается  по цене, сниженной на 30 процентов (п.3.1 ПП №925).

Либо цена договора снижена до нуля и проводится закупка на право заключить договор. Побеждает  заявка, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30 процентов от предложенной им цены договора (п.4.1 ПП№925).

Постановление № 878 и постановление № 925 по Закону № 223-ФЗ

Постановление Правительства от от 10 июля 2019 г. № 878 по ограничению допуска радиоэлектронной продукции не применяется для закупок по Закону № 223-ФЗ – эти правила относятся только для закупок по Закону № 44-ФЗ.

Национальный режим по Закону № 223-ФЗ устанавливает приоритет российской продукции   согласно постановлению № 925. Приоритет устанавливается при проведении любой конкурентной закупки. Причем  предмет закупки не имеет значения. Применение правила по предоставлению приоритета, зависит от предложений участников, которые подадут заявки.

Постановлением № 878 только внесены изменения в постановление № 925, которые касаются предоставления приоритета радиоэлектронной продукции из реестра.  Сами правила постановления № 878 не применяются для национального режима закупок по Закону № 223-ФЗ.

Какой товар относится к радиоэлектронной продукции для заказчиков по 223-ФЗ

Отдельного перечня радиоэлектронной продукции по видам товара и кодам ОКПД 2 по Закону № 223-ФЗ нет. Такой перечень есть по Закону № 44-ФЗ.  При формировании документации заказчик не должен определять относится продукция к радиоэлектронной или нет. Код ОКПД 2 не влияет на применение национального режима. При проведении конкурентной закупки по закону № 223-ФЗ надо установить приоритет в соответствии с ПП №925, не зависимо от предмета закупки. Предоставляется приоритет при оценке предложений участников, которые подадут заявки. Заказчик на этапе рассмотрения заявок проверяет единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Приоритет предоставляется участникам с российскими товарами из единого реестра российской радиоэлектронной продукции. А какие товары по виду и коду ОКПД 2 подают в этот реестр, указано в постановлении от 10.07.2019 № 878.

Когда приоритет не предоставляется

Приоритет не предоставляется в случаях, указанных в п.6 ПП №925:

  • закупка не состоялась, и договор заключаете с единственным участником;
  • в заявке нет предложений о поставке российских товаров и выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • в заявке нет предложений о поставке иностранных товаров и выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
  • победитель определяется на основе критериев оценки и стоимость российских объектов закупки из заявки меньше 50 процентов;
  • победитель определяете, снижением начальной (максимальной) цены договора на «шаг» из документации и стоимость российских объектов закупки из заявки больше 50 процентов;
  • заказчик закупает товары, работы, услуги у единственного поставщика.

Информация о предоставлении приоритета, необходимо включить в положение о закупке и документацию. Требования установлены в п. 5 ПП № 925. К ним относятся:

  • требование о декларировании в заявке или ее части наименования страны происхождения товаров;
  • положение об ответственности участников, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги;
  • условие о том, что заявку, в которой нет страны происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие о том, как определить соотношение цены объектов закупки российского и иностранного происхождения;
  • условие об отнесении участника закупки к российским или иностранным лицам. Основание – документы о месте регистрации организации и ИП, документы, удостоверяющие личность физлица;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым заключают договор;
  • положение о заключении договора с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя, при его уклонении от заключения договора;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении договора. Основное условие замены товара – качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают тем, что прописано в договоре.

Национальный режим при закупках по закону №  223-ФЗ должны применять и бюджетные учреждения. Постановление № 925 применяют все заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Исключений в отношении бюджетных учреждений постановление не содержит.

Национальный режим  по закону №  223-ФЗ

27.02.2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.