Типовые контракты, типовые условия

Типовые контракты, типовые условия

Типовой контрактТиповые контракты,  типовые условия контрактов разрабатывают и утверждают федеральные органы исполнительной власти, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос». Правила разработки, а также случаи и условия их применения утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606.

Типовые контракты (типовые условия) обязаны применять все заказчики по Закону № 44-ФЗ (часть 11 статьи 34 закона № 44-ФЗ), поскольку понятие «заказчик» — это государственный или муниципальный заказчик, бюджетное учреждение, унитарное предприятие (пункты 5-7ст. 3 закона № 44-ФЗ).

Вместе с типовым контрактом (типовыми условиями) одним нормативным правовым актом оформляют и утверждают информационную карту. В карту включают показатели, по которым заказчики применяют типовой контракт или типовые условия.

Информационные карты, с которыми необходимо сверить объект закупки содержат следующие показатели:

  • наименование товара, работы, услуги;
  • коды объекта закупки по ОКПД2, ОКВЭД2;
  • коды объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг из ЕИС;
  • НМЦК или цена контракта с ед. поставщиком;
  • другие показатели в зависимости от объекта закупки.

Если хотя бы один показатель не отвечает требованиям информационной карты, типовой контракт применять не обязательно.

Если все показатели отвечают объекту закупки, заказчики должны применять типовой контракт.

Заказчики обязаны применять типовой контракт через 30 календарных дней после публикации в ЕИС. Об этом сказано в постановлении Правительства от 02.07.2014 № 606. До истечения 30-дневного срока использовать типовые условия – право, а не обязанность.

Если заказчик не применит типовой контракт (типовые условия), когда это обязательно, контрактный управляющий заплатит штраф в размере 3000 руб. (часть 4.2 ст. 7.30 КоАП).

Типовые контракты применяют при открытых и закрытых закупках, а также при закупках у единственного поставщика. Исключения перечислены в частях 11 и 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ и пункте 18 Правил ПП № 606.

Заказчик при отдельных закупках вправе не применять типовой контракт или типовые условия, даже если условия закупки отвечают требованиям информационной карты.

Можно не применять в следующих случаях:

  • закупки за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;
  • при проведении запроса котировок за границей или для нормального жизнеобеспечения (ст. 75 и 76 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении запроса предложений на закупку спортинвентаря и оборудования, спортивной экипировки для сборных команд России по олимпийским и параолимпийским видам спорта (п. 2 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении запроса предложений на закупку услуг по защите интересов России в иностранных и международных судах (п. 10 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • при закупке у ед. поставщика по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (если в правовом акте Президента или Правительства указано, что возможно заключение контракта без применения типового);
  • при закупке у ед. поставщика по пунктам 1, 4, 5, 8, 9, 15, 17, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 33, 34, 40, 41, 44–45, 51–53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Исключение составляют электронные закупки до 3 млн. руб. по пунктам 4 и 5, проведенные в порядке, установленном частью 12 статьи 93 закона №44-ФЗ.

Также не обязательно применять контракт, который не опубликовали в ЕИС, или если не прошло 30 календарных дней со дня публикации данного контракта.

Типовые контракты состоят из двух частей: постоянной и переменной. Когда заказчик заполняет контракт, то менять вправе только переменную часть. Постоянную часть заказчики менять не вправе, кроме исключительных случаев.

Заказчик вправе изменить постоянную часть, если поменялось законодательство, а в типовой контракт еще не внесли данные изменения.

Ведь для внесения изменения в типовой контракт, профильные министерства разрабатывают и выносят на общественное обсуждение проекты, затем принимают и публикуют в ЕИС. Заказчики применяют новые условия через 30 дней после публикации. Такой порядок описан в пункте 15 Правил ПП № 606. До того как министерство внесет изменения , заказчик может внести правки самостоятельно. Ведь  если две нормы противоречат друг другу, необходимо применять ту, которая принята позднее. Если, например, внесены изменения в закон или постановления Правительства, то  действует принцип: если два документа противоречат друг другу, применяют тот, который имеет высшую юридическую силу. Типовые контракты утверждают министерства. Федеральные законы и постановления Правительства имеют высшую юридическую силу над нормативно-правовыми актами министерств. Такой вывод следует из части 2 статьи 4, части 2 статьи 15 Конституции.

Переменную часть заказчики меняют, когда готовят проект контракта, вносят в контракт условия победителя закупки. Такой вывод следует из части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, пункта 7 Правил  ПП № 606.

Конечно,  условия контракта зависят от конкретного заказчика и предмета закупки. При работе заказчика с  контрактами надо внимательно читать проект контракта и корректировать свои действия в зависимости от условий из постоянной и переменной части.

Типовые контракты, типовые условия
26.04.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.