Ноябрьские изменения закона о контрактной системе
Ноябрьские изменения закона о контрактной системе. Федеральным законом от 04.11.2022 № 420-ФЗ внесены ноябрьские изменения в отдельные законодательные акты по закупкам.
Ноябрьские изменения коснулись правил контрактной системы. Основная часть изменений вступила в силу 4 ноября 2022 года, однако некоторые изменения вступят в силу с 15 ноября 2022 года и 1 января 2023 года.
Ноябрьские изменения (вступили в силу с 4 ноября)
Изменили порядок вступления изменений законодательства о закупках. До 1 января 2024 года приостановили действие нормы, согласно которой изменения в Закон № 44-ФЗ в части планирования, способов закупок и контроля вступают в силу не ранее 1 января следующего за изменениями года.
Участник закупки подписывает и размещает контракт на электронной площадке и в ЕИС без размещения в открытом доступе на официальном сайте. Ранее участник закупки подписывал и размещал контракт только на электронной площадке.
Продлили право менять существенные условия контрактов из-за независящих от сторон обстоятельств на год.
До 31.12.2023 продлевается применение следующих мер:
- возможность изменения существенных условий контракта на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения;
- возможность изменения количества и цены контракта на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов не более чем на 30%;
- возможность установления РФ и высшим органом государственной власти субъекта РФ дополнительных случаев осуществления закупок у единственного поставщика.
Заказчики вправе до 31 декабря 2023 года менять существенные условия контрактов с ед. поставщиками по пунктам 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Дополнили основание по закупкам у ед. поставщика для нужд СВО. Органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения и предприятия, перечень которых утвердит Правительство, вправе закупать товары, работы, услуги у ед. поставщика для проведения СВО.
Заказчики вправе заключить контракт с ед. поставщиком на оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва.
Убрали ограничение по СГОЗ в 50 млн руб. для закупок у ед. поставщика по пункту 4 для заказчиков в сфере обороны.
Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им учреждения и унитарные предприятия, которые проводят закупки для обороны и безопасности, СВО, федеральный орган исполнительной власти, который проводит закупки для деятельности Президента и Правительства, вправе не соблюдать ограничения в части предельного годового объема в 50 млн. руб. по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Разрешили заказчикам не устанавливать обеспечение контрактов еще по трем пунктам части 1 статья 93. Заказчики вправе устанавливать обеспечение исполнения контрактов, которые заключены с ед. поставщиком по пунктам 3, 61 и 62 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Ноябрьские изменения продлили право не устанавливать обеспечение контракта и гарантийных обязательств на год. Заказчики вправе не устанавливать обеспечение контракта и гарантийных обязательств до 31 декабря 2023 года.
Правительство, высший исполнительный орган субъекта вправе устанавливать дополнительные случаи закупок у ед. поставщика и порядок таких закупок до 31 декабря 2023 года.
Запретили размещать документы в закупках у ед. поставщика по доп. основаниям на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов. Заказчики не размещают информацию и документы на официальном сайте в реестре контрактов по закупкам у ед. поставщика по дополнительным основаниям.
Документы в рамках электронной приемки при закупках у ед. поставщика по дополнительным основаниям не размещаются на официальном сайте.
До 31 декабря 2023 года Правительство вправе устанавливать иные случаи закрытых конкурентных закупок, а также иные случаи, когда информация о закупках не размещается в реестре контрактов.
Если закупка не состоялась по основаниям из пунктов 3–6 части 1 статьи 52 Закона № 44-ФЗ:
3) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке;
4) по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки;
5) все участники закупки, не отозвавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) заказчик отказался от заключения контракта с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, которая является единственной, либо с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, признанную в единственной соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
то в этих случаях заказчик вправе провести закупку у ед. поставщика по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом до 1 июля 2024 года такой контракт заключается без использования ЕИС и электронной площадки.
Ноябрьские изменения (вступают в силу с 15 ноября)
С 15 ноября изменения коснулись информации в реестр контрактов. Расширили перечень контрактов у ед. поставщика, информацию по которым не размещают в реестре контрактов на официальном сайте ЕИС. В перечень контрактов у ед. поставщика, информацию о которых не размещают в реестре контрактов в ЕИС, входят закупки по пунктам 3, 7, 20, 21, 24, 26, 30, 40, 41, 45, 50, 51, 52, 56, 59, 61, 62 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Про изменения с 2023 года напишу позднее.
2 thoughts on “Ноябрьские изменения закона о контрактной системе”
Добрый день. Подскажите, пожалуйста. Была проведена котировка на поставку товара. Подана одна заявка. Отклонена. Протокол размещен. Как теперь заключить с ед.поставщиком по пунктов 4 части 1 статьи 52 Закона № 44-ФЗ. В реестре контрактов нет п.25. И как я понимаю при котировки не согласуется контр органом.
Добрый вечер Роман! При несостоявшемся запросе котировок заказчику не нужно согласовывать с ФАС возможность заключить контракт с ед. поставщиком. Согласованию подлежат только несостоявшиеся конкурс или аукцион, у которых НМЦК превышает предельные размеры. По Вашему вопросу посмотрите разъяснения Минфина в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138. Но я не стала бы заключать контракт с ед. поставщиком по пункту 25 после несостоявшегося запроса котировок. Напишите мне на страницу Обратная связь, объясню свою позицию. Удачи!