Обновление локальных актов заказчика.
Всем заказчикам необходимо осуществить обновление локальных актов
Сегодня локальные акты заказчиков не соответствуют закону из-за вступивших поправок, а с 2026 года изменений станет больше. Начать обновление локальных актов необходимо уже сейчас. С октября в правилах национального режима уже заработали изменения, из-за которых нужно обновить внутренние документы заказчика. С января 2026 года примут еще более 10 нововведений, которые также нужно учесть – от цифровой малой закупки у единственного поставщика до новых оснований для отклонения заявок и расторжения контрактов.
Поправки, которые влияют на локальные и закупочные документы
| Что изменили | Какие требования были ранее | Какие документы обновить | |||||
| Правила действуют с 11 октября 2025 года | |||||||
| Закупки услуг с нац. режимом | |||||||
| При закупках услуг из позиций 147–151 перечня № 1 к постановлению № 1875 нужно отклонять заявки от российских компаний с долей участия иностранных акционеров и участников выше 10 процентов. Исключение – компании из стран ЕАЭС. Постановление от 27.09.2025 № 1478 | Запрет применяли в закупках непосредственно у иностранных лиц следующих услуг:
| Обновление локальных актов. Обновить локальные акты, если документы содержат основания для отклонения заявок: •положение о комиссии по закупкам. Установить новую формулировку для запрета на допуск импорта:
| |||||
| Правила действуют с 15 октября 2025 года | |||||||
| Контракт на услуги по проведению строительного контроля | |||||||
| При закупках услуг по проведению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капремонта включить контракт типовые условия. Такие условия действуют для контрактов по строительству не только объектов капстроительства, но и линейных объектов и транспортной инфраструктуры. Постановление от 06.10.2025 № 1546 | Типовые условия для контрактов на строительный контроль применяли, когда объект строительства финансируется по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» | Надо применять типовые условия контрактов. Это позволит быстро составить и оформить документы для закупки, так как не придется разрабатывать условия с нуля. Обновить закупочные документы: · проект контракта. | |||||
| Правила действуют с 24 октября 2025 года | |||||||
| Контракт с казначейским сопровождением | |||||||
| При расширенном казначейском сопровождении включите в контракт условие о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и договору. Пункт 2 постановления от 15.10.2025 № 1599 | Это новое условие. Ранее не было императивного требования включать такое условие в проект контракта | Включить в проект контракта новое условие. Обновление локальных актов. Обновить закупочные документы: · проект контракта. | |||||
| Правила действуют с 1 января 2026 года | |||||||
| Способ закупки | |||||||
| Можно заключить несколько контрактов с ед. поставщиком в отношении однородных или идентичных ТРУ. Главное условие – соблюдать годовой объем и требования к цене контракта из пунктов 4, 5, 28 части 1, части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Подпункт «г» пункта 9 статьи 1 Закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ | Это новое правило. В 2025 году заказчикам приходилось закупать крупный лот котировками, аукционом или конкурсом | Проверить положения о закупочных комиссиях. Обновить документы, если положения содержат основания для отклонения заявок: · положение о комиссии по закупкам. | |||||
| Запрос котировок можно проводить без ограничения годового лимита. Статья 11 Закона от 26.12.2024 № 494-ФЗ | Для запроса котировок действует одно ограничение – НМЦК не должна превышать 10 млн руб. | Планировать закупку электронным запросом котировок, если НМЦК или максимальное значение цены контракта не превышает 10 млн руб. | |||||
| Нацрежим | |||||||
| Перечень № 2 к постановлению № 1875 дополнили позициями 178.1–178.11: стопы, коленные и тазобедренные модули, узлы кисти, локтевые узлы. | Это новые позиции. Ранее в перечень № 2 к постановлению № 1875 таких товаров не было. | В требованиях к составу заявки перечислить, какими документами участники подтверждают российское происхождение товаров. | |||||
Уточнили коды ОКПД2 в перечне № 2 к постановлению № 1875:
Пункт 5 постановления от 29.08.2025 № 1326 | Были установлены коды:
| ||||||
| Извещение о закупке | |||||||
| При закупках ТРУ с неизвестным объемом в извещении укажите, что сроки исполнения отдельных этапов определяют по заявкам заказчика. Перечислять цены каждого этапа не нужно. Пункт 5 статьи 1 Закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ | В извещении о закупке указывали стоимость и сроки исполнения обязательств отдельно для каждому этапу | Включить в извещение о закупке с неопределенным объемом новое условие. | |||||
| Изменение контракта | |||||||
| В контрактах на благоустройство территории можно корректировать объем или вид работ при условии, что цена меняется не более чем на 10 процентов (п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) | Контракты на благоустройство территории корректировали по пункту 1.2 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ | Менять контракт только в тех случаях, которые перечислены в законе. Соглашения к цифровым контрактам заключить в электронной форме. В проекте контракта не нужно перечислять все основания для изменения условий контракта. | |||||
| В контрактах по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно менять любые существенные условия (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) | Контракты по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не входили в перечень сделок с ед. поставщиком из пункта 10 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ | ||||||
| Продлить срок исполнения контракта на работы по строительному контролю можно из-за изменения срока в контракте на стройку, для которого такие работы проводятся. Закон от 31.07.2025 № 333-ФЗ | Основания для продления контрактов на строительный контроль нет. Это новый случай для корректировки условий контракта (п. 14 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) | ||||||
| Реестр контрактов | |||||||
| В реестре контрактов выберите конкретное основание, которое стало причиной закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Всего выделили шесть оснований для таких закупок. Подпункт «а» пункта 2 постановления от 02.09.2025 № 1353 | Это новое правило. В реестре контрактов не указывали отдельное основание для закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ | В реестре контрактов отметить конкретное основание для закупки у ед. поставщика:
| |||||
| Списание неустойки | |||||||
| Чтобы списать неустойку по контрактам, нужно составлять цифровой акт сверки расчетов по новой форме 0510477. Приказ Минфина от 30.09.2024 № 144н | Государственные и муниципальные заказчики, автономные и бюджетные учреждения уже используют новую форму акта сверки расчетов, если есть техническая возможность | Проверить электронные документы, которые оформляют для списания неустойки. Заменить документ, если применяют акт по старой форме. | |||||
| Отчетность | |||||||
| По итогам 2025 года нужно опубликовать в ЕИС отчет об объеме закупок российской продукции. Срок сдачи отчета – до 1 февраля 2026 года. Части 6, 8 статьи 14 Закона № 44-ФЗ | Отчет об объеме закупок российских товаров за 2024 год заказчики сдали до 1 апреля 2025 года по форме из постановления № 2014 | Обновление локальных актов. Проверить локальные акты и убрать из текста ссылки на отчет о квотах и постановление № 2014. Теперь отчет называется – об объеме закупок ТРУ российского происхождения. | |||||
