Национальный режим
При закупках по закону № 44-ФЗ работает национальный режим. Требование о соблюдении национального режима прописано в статье 14 закона № 44-ФЗ и нормативно-правовых актах, принятых в соответствии с этой статьей. Механизмы работы национального режима были описаны в предыдущих статьях «Национальный режим в контрактной системе», «Ограничение допуска товаров», «Условия допуска товаров в Контрактной системе». Напомню, что в рамках национального режима действуют три основных механизма:
- запрет на допуск;
- ограничения допуска;
- особые условия допуска.
По применению данных механизмов национальный режим в рамках 14 статьи содержал 10 постановлений Правительства по разным видам товаров, работ, услуг. C 1 мая 2020 года Правительство установило дополнительные ограничения допуска на закупки отдельных видов иностранных промышленных товаров, а также утвердило новый перечень иностранных товаров с запретом на допуск. Некоторые из ранее действующих постановлений утратили силу.
Утратили силу следующие постановления:
Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 – легкая промышленность;
Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 – для нужд обороны страны и безопасности государства;
Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2011 г. №1119 –спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом, патроны и боеприпасы
Постановление Правительства РФ от 07 марта 2019г. № 239 – товары станкоинструментальной промышленности для нужд обороны и безопасности государства.
На сегодняшний день национальный режим содержит следующие нормативно правовые акты
Запрет на допуск
С 1 мая 2020 года, в рамках национального режима, постановлением Правительства от 30.04.2020 № 616 установлен единый перечень для закупок промышленных товаров, в том числе для нужд обороны и безопасности страны. В данный перечень включены:
товары легкой промышленности. Список товаров, попадающих под запрет, перешел из постановления № 791, которое утратило силу. Из перечня товаров постановления № 791 исключили услуги по прокату, а также изделия резиновые по коду 22.19.73;
продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Ранее действовавшее до декабря 2019 года постановление № 1072 утратило силу. Список товаров, попадающих под запрет, остался прежним;
изделия станкоинструментальной промышленности. Ранее действовавшее постановление № 239 утратило силу. Список товаров, попадающих под запрет, претерпел значительные изменения: под запрет попали установки генераторные электрические и вращающиеся преобразователи (код 27.11.3), некоторые виды телекоммуникационной аппаратуры (код 26.51.44). Ранее запрет на изделия станкоинструментальной промышленности распространялся только на закупки для нужд обороны и безопасности, однако с 1 мая 2020 года его придется применять всем заказчикам.
продукция машиностроения. Товары вывели из перечня к постановлению № 656. В список также добавили краны грузоподъемные стрелкового типа (код 28.22.14.125). В отношении автомобилей и колесных транспортных средств (п. п. 73–75, 83, 109–112 перечня) запрет вступит в силу с 1 июля 2020 года. До 30 июня к этим товарам заказчики должны применять запрет согласно постановлению № 656 (п. 19 постановления № 616).
другие товары, в отношении которых ранее не было установлено запретов, в частности шины и покрышки (код 21.11.1), бумага и картон (код 17.12).
Запреты распространяются и на продукцию, поставляемую при выполнении работ или услуг, а также на товары, передаваемые в аренду или лизинг.
Запрет не применяют в следующих случаях:
- в России нет производства данных товаров;
- заказчик закупает небольшое количество товара (закупка единицы товара до 100 тыс. руб., суммарная стоимость которых менее 1 млн. руб.);
- необходимо обеспечить взаимодействие товаров из-за несовместимости с другими товарными знаками;
- осуществляется закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию;
- закупки осуществляют ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки, Минобороны, МВД, Нацгвардии, Управления делами Президента;
- закупки охраны ФСО и транспортных средств МВД.
Если ПП РФ № 616 не применяется (по любому из оснований, указанных выше), то при проведении конкурентных процедур может применяется Приказ № 126н.
ПП РФ №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств” применяется при любых конкурентных закупках.
Заказчик указывает указать в извещении и (или) документации:
- запрет на допуск иностранных товаров;
- документ, подтверждающий страну происхождения.
Поданные заявки должны содержать предложения о товарах, происходящем из стран-членов ЕАЭС. Заявки с иностранными товарами (кроме ЕАЭС) подлежат отклонению.
Подтверждением страны происхождения является выполнение одного из условий:
1) для товаров из РФ: наличие сведений о товаре в реестре промышленной продукции (п.7 ПП 616);
2) для товаров из ЕАЭС (кроме РФ): наличие сведений о товаре в реестре евразийской промышленной продукции (п.8 ПП 616).
Формирует и ведет реестры Минпромторг.
Участники в составе заявок предоставляют номер реестровой записи и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение тех. операций (условий) (п.10 ПП 616) — выписку из реестра. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Правила применения запрета по постановлениям Правительства № 656, № 1236 и № 1746 читайте в статье «Национальный режим в контрактной системе».
Ограничения допуска
Ограничения допуска заказчик применяет при закупке:
- медицинских изделий – ПП № 102;
- лекарств — ПП 878 – ПП № 1289;
- пищевых продуктов — ПП № 832;
- радиоэлектроники – ПП № 878;
- отдельных видов промышленных товаров – ПП № 617.
По закупкам с применением ограничений, указанных в постановлениях Правительства № 102, № 1289, № 832, № 878 читайте в статье «Ограничение допуска товаров». По постановлению Правительства № 832 следует добавить, что с 14 апреля 2020 года в него внесены изменения. Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 г. № 445 в перечень по ограничению допуска пищевых продуктов добавили две позиции: огурцы (код по ОКПД2 – 01.13.32) и томаты, помидоры (код по ОКПД2 – 01.13.34).
По отдельным видам промышленных товаров. С 1 мая 2020 года постановлением Правительства от 30.04.2020 № 617 для закупок отдельных видов промышленных товаров установили перечень, в который вошли:
- блокноты и записные книжки;
- принадлежности канцелярские из пластмассы, а также из бумаги или картона;
- средства моющие и стиральные;
- подгузники;
- удобрения;
- лифты;
- цемент;
- музыкальные инструменты;
- спортивный инвентарь;
- спортивное нарезное оружие;
- медицинская мебель, включая хирургическую, стоматологическую и ветеринарную.
Всего новый перечень состоит из 174 позиций.
Заказчики обязаны отклонять все предложения с иностранной продукцией. Порядок применяют, если поступило хотя бы две заявки с товарами разных производителей из стран ЕАЭС. Применяется правило «Третий лишний».
Ограничения по национальному режиму устанавливаются как при закупке товаров, так и при закупке работ и услуг, если в ходе их выполнения необходимо будет продукция из перечня.
Не надо объединять в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень. Также запрещено закупать вместе музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы, а также другие отдельные виды промышленных товаров.
Участники подтверждают страну происхождения одним из следующих способов:
- товар включен в реестр российской промышленной продукции;
- наличием сертификата СТ-1.
При подаче заявки участник обязан выполнить одно из условий:
- предоставить информацию о включении товара в реестр российской промышленной продукции и согласиться с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта выписки из реестра;
- согласиться с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта копии сертификата СТ-1.
Условия допуска
Условия допуска установлены Приказом Минфина от 04.06.2018 № 126н. В отличие от запретов и ограничений условия допуска, установленные Приказом № 126н, не запрещают заказчику закупать иностранную продукцию, а также не дают право комиссии заказчика на отклонение заявки участника, предлагающего к поставке иностранную продукцию. Суть применения Приказа № 126н состоит в том, что участникам, предложившим продукцию, произведенную на территории стран, входящих в ЕАЭС, предоставляется ценовая 15-ти процентная преференция. Подробно, как применять данный Приказ, с примерами, читайте в статье «Условия допуска товаров в Контрактной системе».
Ограничения допуска устанавливаются и на товары, которые включены в перечень, утвержденный Приказом Минфина № 126н по условиям допуска. Если определенные товары попали в два НПА и по ограничению допуска и по условию допуска, то заказчик указывает в документации требования по двум нормативно-правовым актам (постановление Правительства и Приказ Минфина).
Например: применение Приказа № 126н в случае неприменения последствий Постановления № 617 в виде отклонения заявок участников, предложивших к поставке промышленную продукцию иностранного производства, будет возможно только при совпадении кодов ОКПД2 в перечнях, установленных данными документами. Вообщем, если продукция попадает в два перечня, сначала работаем по постановлению (в нашем примере по ПП № 617) и если оно не «сработало», то переходим к Приказу № 126н.
Информацию об ограничениях и условиях допуска в извещении и документации заказчик размещает в разделе «Преимущества и требования к участникам».
Желаю всем здоровья и успехов в решении вопросов нашего законодательства о закупках!
27.05.2020г.
4 thoughts on “Национальный режим”
Лариса, огромное СПАСИБО!!! Ваша помощь неоценима.
Спасибо Вера! Если помогаю, то я очень рада! Пишите, звоните. Удачи!
Большое спасибо! Когда теперь только реестр обновят, там большинство товаров отсутствует.
Добрый день. Спасибо Вам, это действительно помощь, не только в общем, но и в некоторых деталях.