Национальный режим

Национальный режим

Национальный режим

При закупках по закону № 44-ФЗ работает национальный режим. Требование о соблюдении национального режима прописано в статье 14 закона № 44-ФЗ и нормативно-правовых актах, принятых в соответствии с этой статьей. Механизмы работы национального режима были описаны в предыдущих статьях «Национальный режим в контрактной системе»«Ограничение допуска товаров», «Условия допуска товаров в Контрактной системе». Напомню, что в рамках национального режима  действуют три основных механизма:

  • запрет на допуск;
  • ограничения допуска;
  • особые условия допуска.

По применению данных механизмов  национальный режим в рамках 14 статьи содержал 10 постановлений Правительства по разным видам товаров, работ, услуг. C 1 мая 2020 года Правительство установило дополнительные ограничения допуска на закупки отдельных видов иностранных промышленных товаров, а также утвердило новый перечень иностранных товаров с запретом на допуск. Некоторые из ранее действующих постановлений утратили силу.

Утратили силу следующие постановления:

Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 – легкая промышленность;

Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 – для нужд обороны страны и безопасности государства;

Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2011 г. №1119 –спортивное  огнестрельное оружие с нарезным стволом, патроны и боеприпасы

Постановление Правительства РФ от 07 марта 2019г. № 239 – товары  станкоинструментальной промышленности для нужд обороны и безопасности государства.

На сегодняшний день  национальный режим содержит следующие нормативно правовые акты

Национальный режим

Запрет на допуск

С 1 мая 2020 года, в рамках национального режима, постановлением Правительства от 30.04.2020 № 616 установлен единый перечень для закупок промышленных товаров, в том числе для нужд обороны и безопасности страны.  В данный перечень  включены:

товары легкой промышленности. Список товаров,  попадающих под запрет, перешел из постановления  № 791, которое утратило силу.  Из перечня товаров постановления № 791 исключили услуги по прокату,  а также изделия резиновые по коду 22.19.73;

продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Ранее действовавшее до декабря 2019 года постановление № 1072 утратило силу. Список товаров, попадающих под запрет, остался прежним;

изделия станкоинструментальной промышленности. Ранее действовавшее постановление № 239 утратило силу. Список товаров, попадающих под запрет, претерпел значительные изменения: под запрет попали установки генераторные электрические и вращающиеся преобразователи (код 27.11.3), некоторые виды телекоммуникационной аппаратуры (код 26.51.44). Ранее запрет на изделия станкоинструментальной промышленности распространялся только на закупки для нужд обороны и безопасности, однако с 1 мая 2020 года его придется применять всем заказчикам.

продукция машиностроения. Товары вывели из перечня к постановлению № 656. В список также добавили краны грузоподъемные стрелкового типа (код 28.22.14.125).  В отношении автомобилей и колесных транспортных средств (п. п. 73–75, 83, 109–112 перечня) запрет вступит в силу с 1 июля 2020 года. До 30 июня к этим товарам заказчики должны применять запрет согласно постановлению № 656 (п. 19 постановления № 616).

другие товары, в отношении которых ранее не было установлено запретов, в частности шины и покрышки (код 21.11.1), бумага и картон (код 17.12).

Запреты распространяются и  на продукцию, поставляемую при выполнении работ или услуг, а также на товары, передаваемые в аренду или лизинг.

Запрет не применяют в следующих случаях:

  • в России нет производства данных товаров;
  • заказчик закупает небольшое количество товара (закупка единицы товара до 100 тыс. руб., суммарная стоимость которых менее 1 млн. руб.);
  • необходимо обеспечить взаимодействие товаров из-за несовместимости с другими товарными знаками;
  • осуществляется закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию;
  • закупки осуществляют ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки, Минобороны, МВД, Нацгвардии, Управления делами Президента;
  • закупки охраны ФСО и транспортных средств МВД.

Если ПП РФ № 616 не применяется (по любому из оснований, указанных выше), то при проведении конкурентных процедур может применяется Приказ № 126н.

ПП РФ №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств” применяется при любых конкурентных закупках.

Заказчик указывает указать в извещении и (или) документации:

  1. запрет на допуск иностранных товаров;
  2. документ, подтверждающий страну происхождения.

Поданные  заявки должны содержать предложения  о товарах, происходящем из стран-членов ЕАЭС. Заявки с иностранными  товарами (кроме ЕАЭС)  подлежат отклонению.

Подтверждением  страны  происхождения  является выполнение одного из условий:

1) для товаров из РФ: наличие сведений о товаре в реестре промышленной продукции  (п.7 ПП 616);

2) для товаров из ЕАЭС (кроме РФ): наличие сведений о товаре в реестре евразийской промышленной продукции (п.8 ПП 616).

Формирует и ведет реестры Минпромторг.

Участники  в составе заявок предоставляют номер реестровой записи и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение тех. операций (условий) (п.10 ПП 616) — выписку из реестра. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Правила применения запрета по постановлениям  Правительства № 656, № 1236 и № 1746  читайте в статье «Национальный режим в контрактной системе».

Ограничения допуска

Ограничения допуска заказчик применяет  при закупке:

  • медицинских изделий – ПП № 102;
  • лекарств — ПП 878 – ПП № 1289;
  • пищевых продуктов — ПП № 832;
  • радиоэлектроники – ПП № 878;
  • отдельных видов промышленных товаров – ПП № 617.

По закупкам с применением ограничений, указанных в постановлениях Правительства № 102,  № 1289, № 832, № 878 читайте в статье «Ограничение допуска товаров». По постановлению Правительства № 832 следует добавить, что с 14 апреля 2020 года в него внесены изменения. Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 г. № 445  в перечень по ограничению допуска пищевых продуктов добавили   две позиции: огурцы (код по ОКПД2 – 01.13.32) и томаты, помидоры (код по ОКПД2 – 01.13.34).

По отдельным видам промышленных товаров. С 1 мая 2020 года постановлением Правительства от 30.04.2020 № 617 для закупок отдельных видов промышленных товаров установили перечень, в который вошли:

  • блокноты и записные книжки;
  • принадлежности канцелярские из пластмассы, а также из бумаги или картона;
  • средства моющие и стиральные;
  • подгузники;
  • удобрения;
  • лифты;
  • цемент;
  • музыкальные инструменты;
  • спортивный инвентарь;
  • спортивное нарезное оружие;
  • медицинская мебель, включая хирургическую, стоматологическую и ветеринарную.

Всего новый перечень состоит из 174 позиций.

Заказчики обязаны отклонять все предложения с иностранной продукцией. Порядок применяют, если поступило хотя бы две заявки с товарами разных производителей из стран ЕАЭС. Применяется правило «Третий лишний».

Ограничения по национальному режиму  устанавливаются как при закупке товаров, так и при закупке работ и услуг, если в ходе их выполнения  необходимо будет продукция из перечня.

Не надо объединять в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень. Также запрещено закупать вместе музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы, а также другие отдельные виды промышленных товаров.

Участники подтверждают страну происхождения одним из следующих способов:

  • товар включен в реестр российской промышленной продукции;
  • наличием сертификата СТ-1.

При подаче заявки участник обязан выполнить одно из условий:

  • предоставить информацию о включении товара в реестр российской промышленной продукции и согласиться с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта выписки из реестра;
  • согласиться с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта копии сертификата СТ-1.

Условия допуска

Условия допуска установлены Приказом Минфина от 04.06.2018 № 126н. В отличие от запретов и ограничений условия допуска, установленные Приказом № 126н, не запрещают заказчику закупать иностранную продукцию, а также не дают право комиссии заказчика на отклонение заявки участника, предлагающего к поставке иностранную продукцию. Суть применения Приказа № 126н состоит в том, что участникам, предложившим продукцию, произведенную на территории стран, входящих в ЕАЭС, предоставляется ценовая 15-ти процентная преференция. Подробно, как применять данный Приказ, с примерами, читайте в статье  «Условия допуска товаров в Контрактной системе».

Ограничения допуска устанавливаются и на товары, которые включены в перечень, утвержденный Приказом Минфина № 126н по условиям  допуска. Если определенные товары попали в два НПА и по ограничению допуска и по условию допуска, то заказчик указывает в документации требования по двум нормативно-правовым актам (постановление Правительства и Приказ Минфина).

Например: применение Приказа № 126н в случае неприменения последствий Постановления № 617 в виде отклонения заявок участников, предложивших к поставке промышленную продукцию иностранного производства, будет возможно только при совпадении кодов ОКПД2 в перечнях, установленных данными документами. Вообщем, если продукция попадает в два перечня, сначала работаем по постановлению (в нашем примере по ПП № 617) и если оно не «сработало», то переходим к Приказу № 126н.

Информацию об ограничениях и условиях допуска в извещении и документации заказчик размещает в разделе «Преимущества и требования к участникам».

Желаю всем здоровья и успехов в решении вопросов нашего законодательства о закупках!

Национальный режим

27.05.2020г.

 

Национальный режим: 4 комментария

  1. Большое спасибо! Когда теперь только реестр обновят, там большинство товаров отсутствует.

  2. Добрый день. Спасибо Вам, это действительно помощь, не только в общем, но и в некоторых деталях.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.