Национальный режим в Контрактной системе

Национальный режим в Контрактной системе

Национальный режим в Контрактной системе

Национальный режим в контрактной системе работает в соответствии со статьей 14 закона № 44-ФЗ. В законе предусмотрено три основных механизма, которые позволят соблюсти требования национального режима. Это запрет на допуск, ограничение допуска и условия допуска. По каждому из данных  механизмов приняты нормативно-правовые акты. Для отечественных производителей и участников  Евразийского экономического союза (ЕАЭС) необходимо предусмотреть преференции. Для участников с иностранными товарами – ограничить или запретить доступ к закупке. Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

На сегодняшний день по национальному режиму работают следующие нормативно-правовые акты.

Национальный режим в Контрактной системе

ЗАПРЕТ НА ДОПУСК

Запрет на допуск заказчик обязан установить при закупке:

  • товаров машиностроения;
  • товаров легкой промышленности;
  • программного обеспечения;
  • товаров станкоинструментальной промышленности;
  • для нужд обороны страны и безопасности государства;
  • иностранных систем хранения данных.

Рассмотрим применение постановлений по запрету на допуск данных видов товаров.

Закупка товаров машиностроения

Заказчикам запрещено закупать иностранные товары машиностроения, которые включены в перечень, утвержденный ПП от 14.07.2014 № 656. Запрет необходимо соблюдать при любых конкурентных процедурах, а также при закупках у единственного поставщика. Запрет не действует для закупок:

  • дипломатических представительств;
  • консульских учреждений;
  • представительств РФ при международных, межгосударственных, межправительственных организациях, которые проводят закупки на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности.

Подтвердить происхождение товаров машиностроения участник может одним из документов:

  • копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем участника;;
  • акт экспертизы, выданным ТПП;
  • разовый сертификат СТ-1.

С 1 марта 2019 года расширили запрет на закупку иностранной продукции машиностроения. Правительство запретило лизинг импортной спецтехники и обязало Торгово-промышленную палату вести реестр актов экспертизы происхождения продукции. Правки внесли в постановление Правительства от 14.07.2014 № 656.

С 30 мая 2019 года Правительство расширило перечень случаев, когда нацрежим не действует. Заказчик не применяет национальный режим, если проводит закупку в рамках программ пограничного сотрудничества на 2014–2020 годы.

С 25 декабря 2019 года условия, при которых допускается закупка ряда импортных автомобилей скорректировали. Это будет возможно в трех случаях:

  1. товары соответствуют требованиям к продукции автомобилестроения из приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719. Они тоже изменены отдельным документом;
  2. товары производятся любыми юрлицами, которые ввозят или ввозили по состоянию на 1 января 2015 года автокомпоненты для промышленной сборки транспортных средств по позициям 8701 — 8705 ТН ВЭД ЕАЭС (их узлов, агрегатов). Важно, чтобы соглашения о ввозе товаров были заключены с Минэкономразвития и исполнялись надлежащим образом;
  3. товары производятся хозяйствующими субъектами, которые осуществляли до 1 апреля 2016 года производство в режиме, предусмотренном Соглашением от 18.06.2010, и выполняли на территории РФ ряд операций.

Второе  и третье условия действуют только до 1 июля 2020 года.

Закупка товаров легкой промышленности

Постановлением от 11.08.2014 № 791,  утверждены два перечня товаров легкой промышленности из иностранных государств, которые запрещено закупать. Один перечень предназначен для федеральных заказчиков. Второй перечень – для заказчиков субъектов РФ и муниципалов. Перечни содержат еще и услуги по прокату таких товаров. На них тоже установлен запрет.

Запрет на закупку иностранных товаров по перечню действует при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика. Исключение – заказчик не применяет запрет, если получит заключение Минпромторга об отсутствии на территории РФ производства товаров из перечня.

Подтвердить происхождение товара участник должен декларацией страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых изготовлен товар (в свободной форме).

С 30 мая 2019 года Правительство расширило перечень случаев, когда национальный режим не действует. Заказчик не применяет национальный режим, если проводит закупку в рамках программ пограничного сотрудничества на 2014–2020 годы.

Закупка программного обеспечения

С 1 января 2016 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранного программного обеспечения (ПО) и прав на него. Правила установлены постановлением Правительства от 16.11.2015 № 1236. ПО считается отечественным, если сведения о нем включены в Единый реестр российских программ. Данный реестр размещен на сайте Минкомсвязи. Запрет не действует для ПО из ЕАЭС.

Запрет на закупку иностранного ПО действует при проведении любых конкурентных процедур и закупках у единственного поставщика. Это единственное постановление, когда Правительство РФ определило как можно обосновать невозможность соблюдения запрета. Если заказчик собирается закупить иностранное ПО (операционные системы, антивирус), то готовит обоснование. Подготовить обоснование возможно в двух случаях.

Первый случай – в едином реестре программ отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.

Второй случай – в едином реестре программ содержатся сведения о программном обеспечении,  которое соответствует классу, планируемое к закупке, но по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам оно не соответствует установленным заказчиком требованиям к  закупаемом ПО.

Подтвердить страну происхождения необходимо декларацией о том, что товар есть в российском или евразийском реестре ПО (п. 2.2 постановления № 1236).

Закупка товаров станкоинструментальной промышленности

C 11 марта 2019 года Правительство запретило закупать иностранные товары станкоинструментальной промышленности для нужд обороны и безопасности государства. Перечень товаров и правила, по которым необходимо устанавливать и применять запрет на допуск, прописали в постановлении Правительства от 07.03.2019 № 239.

Запрет также действует в отношении закупки работ и услуг, при оказании которых задействованы станкоинструментальные товары. Происхождение продукции подтверждается наличием в реестре российской станкоинструментальной продукции или реестре евразийской станкоинструментальной продукции сведений о закупаемом товаре.

Закупки для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства от 14.01.2017 № 9 установлен запрет на  закупку иностранных товаров, а также работ и услуг, которые выполняют, оказывают иностранные лица. Постановление содержит перечень иностранных товаров, которые заказчик вправе закупать, но только если их не производят на территории России и стран ЕАЭС.

Подтвердить, что товары не производят на территории России, возможно заключением Минпромторга (п. 3 постановления № 9).

С 16 января 2019 года заказчики больше не вправе закупать иностранные товары, которые не входят в перечень из постановления от 14.01.2017 № 9 и на территории России не производят.

Закупка иностранных систем хранения данных

С 26 декабря 2019 года установлен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных по коду ОКПД2 «26.20.2 — Запоминающие и другие устройства хранения данных». Запрет распространяется на закупку, аренду и лизинг. Об этом сказано в постановлении Правительства от 21.12.2019 № 1746.

Чтобы подтвердить отечественное производство товара, необходимо предоставить сведения из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Участник закупки предоставляет декларацию с номером реестровой записи для подтверждения, что товар соответствует требованиям закупочной документации. Номер реестровой записи необходимо включить в контракт.

Об ограничениях допуска и условиях допуска товаров из иностранных государств напишу в следующей статье.

Национальный режим в Контрактной системе

20.01.2020

5 thoughts on “Национальный режим в Контрактной системе

  1. Здравствуйте, Лариса! Подскажите, пожалуйста, при закупке систем хранения данных надо ли соблюдать запрет, если это договор с единственным поставщиком? Спасибо!

  2. Здравствуйте, Лариса! Подскажите, пожалуйста, надо ли соблюдать запрет на закупку иностранных систем хранения данных при заключении договора с едпоставщиком? Спасибо!

    1. Добрый вечер Юлия! Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 установлен запрет на закупку программно-аппаратных комплексов систем хранения данных иностранного производства, включая страны, входящие в ЕАЭС. Я считаю, что запрет должен применяться заказчиками, работающими по Закону № 44-ФЗ, как при осуществлении конкурентных закупок, так и при осуществлении закупок у единственного поставщика. Запрет действует 2 года: с 26.12.2019 по 26.12.2021. Написала свое мнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.