Новости августа 2020 года в законодательстве по закупкам
В данной статье рассмотрим новости августа, связанные с изменением закона № 44-ФЗ по национальному режиму, запросу котировок и строительным работам.
Национальный режим
С 5 августа 2020 года ПП РФ от 4 августа 2020 г. N 1178 изменен п. 8 ПП РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств,…». Уточнили порядок включения промтоваров, произведенных в государствах — членах ЕАЭС, в реестр евразийской промышленной продукции в целях соблюдения соответствующего запрета. Основанием для включения продукции в указанный реестр теперь является акт экспертизы, который выдан уполномоченным органом, о соответствии такой продукции требованиям, предусмотренным приложением к ПП РФ от 17 июля 2015 г. N 719. В акте должна быть указана информация о совокупном количестве баллов за выполнение соответствующих операций на территории государства — члена ЕАЭС (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий).
Вторым абзацем пункта 10 Постановления N 616 устанавливается правило, согласно которому в случае представления в составе заявки выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием совокупного количества баллов, не соответствующего установленным требованиям, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
В Постановление N 616 добавили пункт 10.1 согласно которому при осуществлении закупок промтоваров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением закупок товаров, предусмотренных перечнем, выписка из соответствующего реестра не представляется. В этом случае участник представляет в составе заявки декларацию о стране происхождения товара.
С 6 августа 2020 года ПП от 25 июля 2020г. № 1116 вступили в силу изменения в ПП №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации…». ПП № 878 дополнили пунктом 3.1.
Согласно указанному пункту, при осуществлении закупок включенной в перечень радиоэлектронной продукции, классифицируемой кодами ОКПД 27.31 «Кабели волоконно-оптические» и 27.32 «Провода и кабели электронные и электрические прочие», правило «третий лишний» применяется при условии наличия не менее 2 заявок, которые одновременно:
— содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр российской радиоэлектронной продукции или произведенной на территории государства — члена ЕАЭС;
— не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.
При этом участникам в составе заявок необходимо предоставить декларацию о нахождении продукции в указанном реестре с указанием номера реестровой записи, а в случае поставки «евразийской» радиоэлектронной продукции — акт экспертизы по определению страны происхождения товара, с указанием информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ с 11 августа 2020 года обновлена редакция ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Помимо издания НПА, предусматривающих запреты и ограничения допуска иностранных товаров, работ и услуг к закупкам, Правительство РФ наделено правом принимать акты, устанавливающие минимальную обязательную долю закупок российских товаров и определить перечень таких товаров.
После установления ПП минимальной доли закупок российский товаров, заказчики будут обязаны ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, составлять и размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров. Если по итогам года заказчик не сможет обеспечить минимальную долю закупок указанных товаров, он будет обязан вместе с отчетом подготовить и разместить в ЕИС обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок. Требования к содержанию и форме отчета и обоснования также определит Правительство РФ.
Выполнение заказчиками новой обязанности проконтролирует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Также в соответствии с новой ч. 25 ст. 22 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ установит особенности определения НМЦК на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в КТРУ.
С 8 августа 2020 года Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2020 года N 1164 изменен первый пункт постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых…».
Установленное Постановлением N 1289 правило «третий лишний» не применяется в том числе в случае, если поданные заявки содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения несовершеннолетних граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, включенных в соответствующий перечень.
Указанный порядок допуска действует по 31 декабря 2021 года и применяется в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС после вступления в силу постановления Правительства РФ от 03.08.2020 N 1164.
Запрос котировок по закону № 44-ФЗ.
Новости августа касаются и изменений по запросу котировок.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ на 2021 год перенесены сроки начала действия нового порядка проведения запроса котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ. Данные изменения в закон вступили в силу 11 августа 2020 года.
С 1 апреля 2021 года вступят в силу пункты 16 и 17 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ, в соответствии с которыми ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ начнет действовать в новой редакции. Статьи 82.2 — 82.6 Закона N 44-ФЗ утратят силу.
Особенности закупки строительных работ
По закупкам строительных работ по новым правилам опубликована предыдущая статья.
Новости августа коснулись и закупок строительных работ.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ внесены изменения в закон 44-ФЗ, которые определяют особенности закупки строительных работ путем проведения открытого конкурса в электронной форме.
До 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки проектной документации заказчики с 1 сентября 2020 года должны будут проводить указанный конкурс с учетом следующих особенностей:
— в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации не указывается информация, предусмотренная п. 4 — 6 ч. 3 ст. 54.2 Закона N 44-ФЗ;
— критерий оценки заявок, предусматривающий оценку качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, не устанавливается;
— первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией;
— не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, оператор электронной площадки направляет заказчику первые и вторые части заявок, предложения участников о цене контракта, а также документы и информацию, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ;
— протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок не оформляется;
— подача окончательных предложений о цене контракта не осуществляется;
— не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем направления оператором электронной площадки заказчику предусмотренных ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ документов:
конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки. При этом заявка признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ;
результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок. Такой протокол подписывается и размещается на электронной площадке и в ЕИС в порядке, установленном ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ;
результаты рассмотрения заявок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок, фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса, который подписывается и размещается на электронной площадке и в ЕИС в порядке, установленном ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ;
— в случае признания открытого конкурса не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки, либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок были отклонены все заявки, информация о признании конкурса несостоявшимся вносится в протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, и применяются положения ч. 4 ст. 55.1 Закона N 44-ФЗ в части осуществляемых заказчиком действий.
19.08.2020г.