Методы определения НМЦК (метод сопоставимых рыночных цен и нормативный метод).
В предыдущей статье я говорила об обосновании начальной цены контракта и о том, что законом предусмотрено пять методов определения данной цены на этапе планирования. Напомню, что к указанным методам относятся:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
Также хочу напомнить, что заказчик обязан обосновать НМЦК при закупке любым способом, установленным законодательством. Просто в отдельных случаях обоснование цены контракта должно хранится в архиве у заказчика и в случае проверки, он должен доказать, что закупал по ценам, не выше рыночных. Теперь рассмотрим каждый из этих методов.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для целей расчета НМЦК. То есть заказчик при определении и обосновании НМЦК в первую очередь должен рассмотреть вопрос о возможности применения именно этого метода. И безусловно, большинство закупок, осуществляемых заказчиками, предусматривает наличие конкурентной среды, а значит, и возможность проанализировать конкурирующие предложения (т. е. осуществить анализ рынка).
Для целей применения данного метода заказчику прежде всего необходимо изучить информацию о ценах в отношении объекта закупки. Именно на данном этапе ему нужно определиться с идентичностью и однородностью товаров, работ, услуг. Признаки отнесения товаров, работ, услуг к идентичным и однородным содержатся в ч. 13 и 14 статьи 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, определение признаков идентичности и однородности более полно раскрывается в пп. 3.5 и 3.6 Приказа МЭР РФ № 567.
Заказчику необходимо получить минимум 3 ценовых предложения, отвечающих требованиям к объекту закупки. Для получения ценовой информации заказчик может:
- адресно направить потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) запрос о предоставлении ценовой информации. И это наиболее часто используемый заказчиками источник ценовой информации. Рекомендуемые требования к содержанию такого запроса предусмотрены п. 2.10 Приказа №567. К сожалению, зачастую заказчикам очень сложно получить ответы на такие запросы, поскольку в большинстве своем поставщики (подрядчики, исполнители) не заинтересованы в направлении подобных запросов. Кроме того, многие заказчики столкнулись с проблемой искусственного завышения поставщиками цен, содержащихся в ответах на запросы заказчика. В связи с этими необходимо отметить, что запрос о предоставлении коммерческих предложений является не единственным источником информации о ценах, который может быть применен для расчета НМЦК;
- разместить запрос цен. В дальнейшем возможность размещения запроса цен будет предусмотрена в ЕИС. До ввода этого функционала заказчики могут размещать такие запросы на своих сайтах, на сайтах вышестоящих организаций или на региональных порталах;
- получить информацию о ценах из общедоступных источников информации. Перечень таких источников предусмотрен ч. 18 ст.22 Закона о контрактной системе. В их число входят и сведения из реестра контрактов, и статистические данные, и информация, полученная в сети Интернет, и результаты общедоступного изучения рынка и пр. источники информации. Кроме того, необходимо отметить, что перечень общедоступных источников информации о ценах не является закрытым и предусматривает иные источники информации, прямо не перечисленные в данной статье.
После получения ценовых предложений заказчику следует рассчитать их среднюю арифметическую и принять ее в качестве НМЦК.
Расчет среднего ценового предложения необходим лишь для случаев проведения конкурентных закупок и совершенно нецелесообразен, когда закупка осуществляется у единственного поставщика. При данной закупке с учетом необходимости обеспечения эффективности закупки и экономии бюджетных средств, средняя цена может не рассчитываться и необходимо применять минимальное предложение о цене контракта. Кроме того, полученные ценовые предложения могут быть скорректированы для целей расчета с учетом сопоставимых коммерческих и финансовых условий: сроки поставки, крупность партии, сезонность, условия доставки, и др.
Еще часто бывает на практике, что при формировании плана графика заказчик при изучении рынка рассчитал НМЦК (расчет осуществляется на год), но когда подошло время закупки, то цены на рынке изменились и ЦМЦК надо менять. В данном случае заказчик вновь изучает рынок, выводит НМЦК и на основании полученных результатов вносит изменения в план график и только по истечению 10 дней начинает процедуру закупки.
Нормативный метод
Часть 7 статьи 22 устанавливает порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), нормативным методом на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в т. ч. к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющих обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящих к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. В частности Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями могут быть установлены требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.
Разделом 4 Рекомендаций также установлена формула, которая может применяться заказчиками, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями при определения начальной (максимальной) цены контракта нормативным методом.
Установлены случаи применения заказчиками тарифного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Данный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги.
Разделом 5 Рекомендаций установлена формула, которая может применяться заказчиками, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями при определения начальной (максимальной) цены контракта.
О других методах обосновании начальной максимальной цены контракта напишу в следующей статье.
22.09.2015г.
8 thoughts on “Методы определения НМЦК (метод сопоставимых рыночных цен и нормативный метод).”
Здравствуйте! Подскажите, правильно ли я понимаю. Согласно ч.3 ст.93 наше бюджетное образоват-е учреждение не обязано обосновывать НМЦК, проводя закупки по п.4и5 ч.1 ст.93?
Татьяна, добрый вечер! Не совсем так. Статья 22 закона 44-ФЗ говорит о том, что заказчик обязан обосновывать начальную цену контракта в любом случае, только в отдельных случаях он обязан приложить данное обоснование к контракту или документации, а в других оставить у себя в архиве. Так вот по п.4 и п.5 Вы должны в архиве оставить обоснование цены.
Здравствуйте, подскажите, на сколько можно увеличить НМЦК в плане-графике до подачи извещения, в связи с ростом цен не меняя количество товара?
Наталья, здравствуйте! До 10% НМЦК. Приказом № 761/20н (п. 15 примечаний к форме планов-графиков) установлено, что заказчик вносит изменения в план график при изменении более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком.
Доброго дня, обязательно ли получать 3 предложения, ведь в законе нет указаний на число предложений, если их будет 2, то это ошибка?
Светлана, здравствуйте! При обосновании НМЦК по предоставлению трех предложений указано в Приказе МЭР № 567 от 2 октября 2013 года.
Здравствуйте. Необходимо обоснование НМЦК на текущий ремонт объекта. Возник вопрос. По 44-ФЗ ст.22 п.9.1. проектно-сметный метод предусмотрен на текущий ремонт, Но проекта нет (ГрадостройКод на текущий ремнот ПСД не составляется ). Тогда возвращаемся к приоритетному, необходимо получить комм.предложения. Но у нас есть свои должностные лица, которые занимаются составление смет. Как использовать свои сметы и обосновать НМЦК?
Спасибо.
Здравствуйте Ольга! Если заказчик выбирает проектно-сметный метод обоснования текущего ремонта, значит необходимо подготовить проектно-сметную документацию. Смотрите письмо Минэкономразвития от 18.12.2015 № Д28и-3795. Сметы вправе сделать и должностные лица заказчика, если они обладают соответствующими познаниями и могут подтвердить их. Это мое мнение.