Преференции участникам по приказу Минфина №126н
Приказ Минэкономразвития №155 о преференциях для российских товаров и товаров из ЕАЭС утратил силу. Вместо него с 5 октября 2018 года вступил в силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Приказ подлежит применению при проведении всех конкурентных способов закупок, перечисленных в ст. 24 Закона 44-ФЗ. Фактически, это все способы, кроме единственного поставщика, включая электронные закупки (конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений).
Перечень подпадающих под действие приказа товаров, указанных в приложении, по кодам ОКПД2 не изменился. Изменения есть только в текстовых описаниях.
Код ОКПД2 | Было (Приказ 155) | Стало (Приказ 126н) | Классификатор ОКПД2 |
10.13.15.110 | Консервы мясные (мясосодержащие) | Консервы мясные | Консервы мясные |
10.62.11.110 | Крахмалы | Крахмалы, кроме модифицированных | Крахмалы, кроме модифицированных |
32.5 | Инструменты и оборудование медицинские | Инструменты и оборудование медицинские, в том числе стенты для коронарных артерий, катетеры | Инструменты и оборудование медицинские |
В перечне Минфин прописал ОКПД2 и наименования товаров. При этом уточнили, что заказчикам, которые применяют перечень, следует руководствоваться одновременно и кодом, и указанным наименованием товара. То есть объект закупки должен одновременно отвечать и коду, и наименованию. Тогда преференции применяют. Оговорку содержит приложение к приказу № 126н.
Запрещено включение в одну закупку продукции из перечня, и продукции не попавшей в перечень, о чем говорит пункт 3 приказа 126н «Для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении и не указанные в нем.» Заказчики будут вынуждены осуществлять большее количество закупок.
В приказе 126н отсутствуют следующие основания не применять его, как было в пункте 8 приказа 155:
а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств — членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств — членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Приказом 126н уточнен порядок предоставления преференции российским поставщикам и поставщикам из Евразийского экономического союза, который устанавливает невозможность «смешанных закупок».
Для аукциона принцип предоставления преференций не изменился — контракт с победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта, но формулировка стала более жесткой и более понятной. Контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, и происходящих исключительно из государств — членов Евразийского экономического союза.
Получается, что ни о каких подсчетах 50% российских (евразийских) и иностранных товаров речи не идет, если хоть одна позиция у победителя будет включать продукцию из иностранного государства, цена контракта будет снижена на 15%, от предложенной им на аукционе.
По результатам проведенных конкурсов, запросов котировок и запросов предложений приказ 126н применяется аналогично приказу 155: при рассмотрении критерия цена контракта, при условии, что участник предложил товар исключительно из ЕАЭС, к его заявке применяется 15% понижающий коэффициент (т.е. если участник предложил цену 500 руб., оценивается предложение по цене 425 руб.). Конечно, контракт с таким участником заключается по предложенной им цене (т.е. 500 руб.). Также как и при аукционе, правило по подсчету стоимости предложенных таким участником товаров (более или менее 50% евразийских и иностранных товаров) не работает. Для получения 15% преференции весь товар должен быть евразийским.
Также дополнили порядок закупки лекарств из перечня ЖНВЛП.
До принятия Приказа 126н заказчик отклонял все заявки, если поступило минимум два предложения с лекарствами из стран ЕАЭС. Условие: заявки отвечают требованиям документации, товары не входят в одну группу и участники предложили продукцию разных производителей. Например, поступило шесть заявок. Три участника предложили поставить лекарства, страна происхождения которых – член ЕАЭС. Заявки отечественных препаратов рассматривают в общем порядке, остальные – отклоняют. Если не поступило ни одной или только одна заявка с предложением поставить отечественный препарат, все заявки рассматривают на общих условиях.
Теперь заявки, которые не отклонили, из примера выше рассмотрят не по общим правилам, а с учетом преференций. Заказчики предоставят преференцию для препаратов, у которых все стадии производства проходят на территории ЕАЭС. Например, поступило шесть заявок. Три участника предложили поставить отечественные препараты, страна происхождения которых – член ЕАЭС. Остальные заявки заказчик отклоняет. В одной из трех заявок участник предложил поставить препарат, у которого всю цепочку производства осуществили в России. Контракт заключат с участником, который готов поставить продукцию с полным производственным циклом в ЕАЭС. Условие:
- претендент предложил самую низкую цену из всех заявок, в которых предложили продукцию с полным производственным циклом в ЕАЭС;
- продукция, которую полностью произвели в ЕАЭС, превышает стоимость заявки с товарами из ЕАЭС, но с не полным циклом производства не больше чем на 25 процентов.
Правило не применят, если во время процедур не поступило ни одной заявки с продукцией, которую полностью произвели в ЕАЭС.
В пункте 2 приказа № 126н прописано три случая, когда не применяются преференции:
- Признали конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений несостоявшимся по основаниям из Закона № 44-ФЗ.
- Все участники, чьи заявки отвечают документации, предложили товар исключительно из государств – членов ЕАЭС.
- Все участники, чьи заявки отвечают документации, предложили хотя бы один иностранный товар.
Заказчикам надо учесть особенности приказа, согласно которым предметом одного контракта, одного лота не могут быть товары, включенные и не включенные в приказ. Если будет несоответствие, то разбивайте закупку на две или более процедуры (п. 4 приказа № 126н).
12.11.2018