Ждем изменений в Контрактную систему
В Государственной Думе будет рассмотрен законопроект по внесению изменений в закон о контрактной системе, который предусматривает изменения по планированию закупок, по предоставлению преференций организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы, по отчетам и др. Теперь по порядку.
По планированию. Сейчас все заказчики по планированию готовят два документа– это план закупок и план-график, а также обоснования данных планов. Во многом информация, содержащаяся в документах планирования (плане закупок и плане-графике), дублируется. Законопроектом предусматривается отмена плана закупок, заказчики будут готовить только один документ – план график. По мнению авторов поправок, план-график в основном информирует потенциальных поставщиков о предстоящих закупках, а план закупок носит формальный характер. Поэтому целесообразно упразднить план закупок, сделать план-график единственным документом планирования.
По преимуществам. В соответствии со статьями 28 и 29 закона о Контрактной системе заказчик обязан предоставлять организациям инвалидов и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика в отношении предлагаемой ими цены контракта» и постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 года № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»). Предлагается внести изменения в статьи 28 и 29 Федерального закона в части конкретизации обязанности заказчика устанавливать преимущества вышеназванным организациям при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в случае, если все товары, работы, услуги, закупаемые заказчиком в рамках одной закупки, включены в предусмотренные законодательством РФ перечни. Предоставление преимуществ вышеназванным организациям устанавливается именно указанными нормами Федерального закона. Изменения, предлагаемые законопроектом, конкретизируют процедуру осуществления закупок у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, снизят риск привлечения заказчиков к административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.
По заключению контракта при применении единичных расценок по услугам, при которых заказчик не может в контракте указать объемы, количество необходимых услуг. Поэтому разрешено по указанным в законе услугам (список закрытый указан в статье 42 закона 44-ФЗ) заключать контракт на определенную сумму при этом не указывать количество, указав лишь цену единицы продукции. Торги (аукционы, конкурсы) проходят путем снижения общей стоимости каждого наименования по цене единицы услуги. Стоимость каждого наименования из контракта обяжут снизить пропорционально размеру (проценту), на который победитель снизил стоимость всей закупки. Правило применят, если предметом контракта является:
- техобслуживание или ремонт техники и оборудования;
- юридические, медицинские, образовательные, гостиничные услуги;
- услуги связи, общественного питания, переводчика, оценки;
- перевозка грузов, пассажиров и багажа.
Сейчас в спецификации к контракту зачастую снижают цену наименее востребованных позиций и завышают стоимость наиболее важных для заказчика запасных частей, работ, услуг. Поправки исключат такую возможность и облегчат работу заказчиков.
Реестр контрактов и отчеты. При заключении контракта заказчик направляет информацию в реестр контрактов и прикрепляет заключенный контракт. В ходе исполнения контракта первоначально заказчиком направляется информация об исполнении контрактов (дополнительные соглашения, платежные поручения, документы по приемке, неустойке…) в Казначейство, для последующего размещения в реестре контрактов в ЕИС. Практически, одновременно, после приемки и оплаты, заказчик обязан разместить отчет, приложив аналогичные документы в реестр отчетов об исполнении контрактов в ЕИС. Формирование аналогичных документов, содержащих идентичную информацию, приводит как к увеличению трудозатрат со стороны заказчика, так и к увеличению нагрузки на ЕИС. В этой связи предлагается внести изменения в статьи 94 и 103 Федерального закона о контрактной системе, отменив обязанность размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта.
Закупка у единственного поставщика. При отдельных закупках у единственного поставщика (статья 93) разрешат менять существенные условия контракта. Если заказчик предложит увеличить количество продукции в объеме от 10 до 50 процентов или уменьшить более чем на 10 процентов, цену контракта разрешат менять по соглашению сторон. Корректировать стоимость будут пропорционально объему закупки. Правило распространят на закупки у единственного поставщика, когда:
- поставщик – монополист (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- закупают водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, газоснабжение, подключение к инженерно-техническим сетям по регулируемым тарифам, хранение и перевозку наркотических и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- заключают договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Поскольку при исполнении контрактов по указанным пунктам потребность в продукции меняется как в большую, так и в меньшую сторону и предвидеть это при заключении контракта невозможно, а в рамках действующего законодательства увеличить стоимость контракта заказчики вправе максимум на 10 процентов, необходимо предусмотреть корректировку стоимости закупок у единственного поставщика по пунктам 1, 8, 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на сумму свыше 10 процентов. Поправки оптимизируют закупки у единственного поставщика, сэкономят средства бюджетов всех уровней.
Хочется надеяться, что данные изменения будут приняты в ближайшее время и облегчат сложную работу заказчиков в рамках действующего законодательства по закупкам для государственных и муниципальных нужд.
11.12.2018